Почему китайские инвестиции могут быть угрозой для бизнеса

Инвестиции из Китая угроза европейскому бизнесу

Европейский протекционизм. Новый метод борьбы с Китаем за счет конкуренции с китайским бизнесом внутри ЕС?

Евросоюз и Китай: История

В последний раз лидеры Европейского Союза проводили стратегические переговоры о Китае сразу после резни на Тяньаньмэнь в 1989 году.

Двенадцать глав государств и правительств затем ввели санкции в связи с насильственными репрессиями против гражданского населения.

Спустя почти 30 лет, во время саммита Европейского совета в марте прошлого года, лидеры ЕС вновь сосредоточились на Китае, назвав страну «системным конкурентом» и решив, что настало время снова столкнуться с ней.

Возрастающая обеспокоенность по поводу промышленной политики, кибербезопасности и торговых войн в Китае вынудила Пекин вернуться на вершину европейской повестки дня.

В то же время некоторые лидеры ЕС призвали к необходимости повысить роль государства в экономике в качестве противовеса растущему присутствию Китая на нашем континенте.

Последний саммит ЕС-Китай в Брюсселе принес декларацию Пекина об открытии своего рынка для европейских инвестиций.

Однако среди европейских компаний и стран растет убежденность в том, что ЕС должен изменить правила конкурентной политики, чтобы обеспечить создание компаний, способных к глобальной конкуренции в Европе.

Противники таких действий утверждают, что при долгосрочной поддержке чемпионов национализация промышленности и блокирование притока инвестиций ограничивают инновационность предприятий и вызывают рост цен для потребителей.

Китайская сверхдержавы: планы и стратегия

За последние несколько лет мы стали свидетелями увеличения притока иностранных инвестиций из Китая в Европейский Союз, особенно в наиболее развитые государства-члены Европейского Союза — Германию, Францию и Великобританию.

В отличие от традиционных инвесторов, китайские приобретения сосредоточены на ограниченном количестве секторов, включая IT, робототехнику, автомобилестроение и авиацию.

В дополнение к потоку китайских инвестиций, поступающих в ЕС, также широко распространена стратегия «Сделано в Китае 2025».

Китай должен отказаться от своей роли «фабрики мира» и стать лицом четвертой промышленной революции.

Этот стратегический план, организованный в десяти ключевых отраслях промышленности, направлен на то, чтобы сделать Китай лидером в области современных технологий, включая телекоммуникационное оборудование, железные дороги с электрическим приводом, биотехнологии, робототехнику и автоматизацию.

Стратегия  «Сделано в Китае до 2025 года»

Стратегия «Сделано в Китае до 2025 года» предоставляет китайским компаниям преференциальный доступ к капиталу как в области исследований и разработок, так и в плане проникновения на зарубежные рынки.

Инициатива «Пояс и путь» также воплощает стремление Китая к власти.

Как следствие введения новой китайской стратегии, Соединенные Штаты первыми попытались воспрепятствовать всем возможным областям реализации этого проекта. В течение 3 лет США ввели многочисленные таможенные ограничения на товары из Среднего царства, усилили свою систему мониторинга иностранных инвестиций, распространили субсидии на критически важные технологии и начали борьбу с китайскими лидерами в сфере информационных технологий, такими как ZTE или Huawei.

Германия и Франция на пути протекционизма

Европейский Союз с моделью свободной рыночной экономики, продвигаемой на протяжении десятилетий, где как европейские, так и иностранные компании могли в равной степени участвовать в приобретениях и слияниях, тендерах на государственные закупки или технологическом соперничестве, гораздо позже попытался выступить против Китая.

В отношении этой страны на протяжении десятилетий действовало немецкое правление «Wandel durch Handel» — изменение через торговлю.

Однако оно оказалось не очень эффективным.

Несмотря на растущий экспорт в Китай, внутренняя ситуация в Китае не изменилась. Ограничения на доступ к рынку с одновременными лицензионными требованиями и передачей технологий, а также неопределенность национальных законов и правил продолжают блокировать выход европейских компаний на китайский рынок.

Однако в 2017 году произошел прорыв.

Наряду с символическим поглощением китайской компанией пионера робототехники Kuka Германия поняла, что передовые технологии, разработанные немецкими экспертами, могут быть относительно легко приобретены китайским конкурентом при поддержке государства.

В результате в том же году были введены национальные нормативные акты для мониторинга прямых иностранных инвестиций из-за пределов ЕС и разрешения блокирования по соображениям общественной безопасности и порядка.

Следовательно, в августе 2018 года китайское поглощение Leifeld Metal Spinning, производителя машин для космической отрасли он был заблокирован.

Однако в последние несколько месяцев наблюдается активизация действий, блокирующих рост китайского господства на европейских рынках.

Решение Европейской комиссии (ЕС) заблокировать слияние двух европейских конгломератов, Siemens и Alstom, из-за несоответствия этого приобретения законодательству ЕС о конкуренции вызвало бурную критику.

В ответ министр экономики Франции Бруно Ле Маре обвинил ЕС в том, что «он защищает не интересы Европы, а интересы Китая».

В результате слияния этих двух компаний «чемпион Европы по железной дороге» должен был стать противовесом крупнейшему в мире производителю подвижного состава — Китайской железнодорожной корпорации подвижного состава (CRRC).

Как в «Национальной промышленной стратегии до 2030 года», представленной правительством Германии, так и в письме, подготовленном министрами Франции и Германии для Европейской комиссии, постоянным аргументом является необходимость изменить политику ЕС в области конкуренции, с тем чтобы она стала менее строгой, принимая во внимание возможные последствия для Конкурентоспособность Европы и поддержка чемпионов ЕС, в том числе посредством государственной политики помощи.

Кроме того, первые шаги по повышению роли стран ЕС в экономике были видны уже несколько месяцев.

В Renault-Nissan в последние месяцы мы стали свидетелями борьбы за контроль между правительствами Франции и Японии. Власти Германии предложили создать инвестиционный фонд, который бы предотвращал поглощение компаний из ключевых технологических секторов иностранными компаниями. В феврале правительство Нидерландов увеличило свою долю в Air France-KLM до 14%. Италия, с другой стороны, намерена увеличить свое присутствие в Telecom Italia. Аналогичную стратегию усиления роли государства в экономике также использует польское правительство, например, путем реполонизации банков. Слияние топливных компаний Orlen и Lotos также становится все громче.

Какой ответ Евросоюза?

В результате растущего числа голосов за более скоординированные действия в середине марта Европейская комиссия представила план из 10 пунктов, чтобы лучше сбалансировать отношения между Европейским союзом и Китайской Народно-Демократической Республикой. В нем было отмечено, что обе стороны являются одновременно партнерами, но и конкурентами в экономических вопросах.

В этом документе Европейская комиссия призвала Китай прекратить несправедливое отношение к европейским компаниям и инвестиционной практике, которые угрожают верховенству закона в странах-получателях и повышают риск проседания их долгов.

В документе содержится призыв к «более сбалансированным и взаимным экономическим отношениям», в котором говорится, что Китай «защищает свой рынок только для своих собственных лидеров», ограничивая доступ иностранных компаний к рынку, субсидируя местных конкурентов и не защищая права интеллектуальной собственности.

Таким образом, ЕС призвал к созданию нового арсенала для борьбы с приобретениями субсидируемых компаний и другой агрессивной китайской торговой тактикой. Брюссель стремится возобновить долгосрочные планы, чтобы не дать компаниям выиграть контракты на государственные закупки в ЕС, если они расположены в странах, которые дискриминируют европейских поставщиков (компании ЕС, среди прочего, не были допущены к инфраструктурным проектам в рамках Олимпийских игр 2008 года в Пекине) , ЕК также обязуется принять меры в ответ на растущую обеспокоенность по поводу угрозы безопасности, связанной с использованием китайских технологий такими компаниями, как Huawei, в сетях мобильной телефонии 5G.

Кроме того, за последние дюжину месяцев Союз принял ряд дополнительных защитных мер, в том числе внедрил систему мониторинга иностранных инвестиций (согласно последним исследованиям, 83 процента китайских прямых иностранных инвестиций в ЕС в 2018 году могут быть покрыты этим новым механизмом).

Кроме того, ЕС модернизировал инструменты торговой защиты для дальнейшего усиления защиты европейских компаний от вредного импорта и ввел новый метод расчета демпинговых наценок. Все они направлены против одной страны.

Является ли протекционизм лучшим методом противодействия технологическому доминированию Китая?

Перед лицом все более популярных призывов повысить роль государства в экономике и закрыть европейский рынок для иностранных игроков, необходимо обсудить последствия протекционистской политики.

Подавляющее большинство экономистов считают, что при долгосрочной поддержке чемпионов национализация промышленности или блокирование притока инвестиций приводят не только к замедлению экономического роста, но, прежде всего, ограничивают инновационность предприятий и повышают цены для потребителей.

Не только несправедливая китайская практика делает Союз все менее и менее конкурентоспособным. И поэтому, если в 2007 году в ЕС входили 42 компании из списка «Fortune 100», то в 2017 году имело всего 28 компаний. Из 100 крупнейших «единорогов» мира — компаний стоимостью более 1 млрд. Долларов — только 5 из ЕС

Более того, нам так и не удалось создать ИТ-мощь в масштабах Apple, китайской Alibaba или Facebook, и прогнозы не лучше: 70 процентов. Глобальное влияние решений в области искусственного интеллекта должно быть сосредоточено в Северной Америке и Китае.

Есть ли другое решение для усиления конкурентоспособности европейских компаний, кроме протекционистской политики? Кажется, что поддержка инноваций ЕС имеет решающее значение.

Расходы ЕС на исследования и разработки все еще составляют всего 2% по сравнению с 2,8%. в США (для Польши это чуть более 1%). Кроме того, Северная Америка и Азия выделяются частными инвестициями в искусственный интеллект (ИИ).

Глобальные конкуренты ЕС намного раньше приняли амбициозные планы по ИИ, в которых промышленная политика и государственные и частные инвестиции играют важную роль. Европа также теряет технологическую гонку, потому что ее университеты отстают от объектов в США или Китае.

Вопрос финансирования также является огромной проблемой. Хотя Европа добилась реального прогресса в сокращении дистанции до США в отношении начального финансирования для стартапов, она отстает с последующей поддержкой. Это одна из главных причин того, что наиболее успешные европейские компании часто попадают в руки компаний из третьих стран.

Наконец, чтобы Европа оставалась конкурентоспособной, она должна продолжать углублять Единый рынок. Основная причина, по которой в некоторых отраслях, таких как банковское дело и телекоммуникации, возникают проблемы с конкурентоспособностью, заключается в том, что они по-прежнему работают во внутренних бункерах, что мешает предприятиям добиться экономии за счет масштаба.

Союз также отстает, если речь идет о цифровой революции. На конец 2017 года только 24 процента. Европейские предприятия приняли анализ большого набора данных, 16 процентов. интегрированная робототехника и автоматизированные машины, и только 5 процентов работал с искусственным интеллектом или 3D печатью.

Это также отражает общую нехватку высококвалифицированных технических специалистов в этих областях — это неудивительно, если учесть что более 1/3 населения ЕС имеет недостаточный уровень цифровых навыков. Поэтому Европа не может ожидать, что она станет мировым лидером новых технологий, если ее граждане остановились в 1990-х годах.

Союз не должен быть наивным, но протекционизм не вариант

Союз является крупнейшим торговым партнером Китая, а Китай является вторым по величине пунктом экспорта ЕС.

Каждый день между двумя партнерами течет товар на сумму более одного миллиарда евро.

Поэтому невозможно полностью отвернуться от Срединного царства и игнорировать его растущую мощь. Однако вместо того, чтобы проводить активную политику интервенционизма и закрытых дверей, Европа должна уделять приоритетное внимание инновациям, конкурентоспособности и потребностям потребителей.

В другом случае вместо возвращения к мировой гонке Европа и ее компании останутся на обочине.

Это, конечно, не означает, что мы должны наивно смотреть на то, как ведет себя Китай, полагая, что страна откажется от политики, которая принесла ему значительные политические и экономические выгоды в последние десятилетия.

План разработки европейской интегрированной промышленной стратегии на ближайшие месяцы — это действие в правильном направлении. Особенно если это основано на увеличении финансирования инновационных проектов, финансовой помощи для бизнеса или укреплении Единого рынка ЕС в 21 веке.

Понравилась публикация → расскажите друзьям:)
ваши вопросы смело пишите в комментариях ↓↓↓

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *