Деловая репутация в Китае: Правила бизнес общения с китайскими партнерами

Деловая репутация в Китае: Общение в бизнесе — это очень важный вопрос, особенно если мы с вами говорим про Китай. Ваш успех или провал в бизнесе с Китаем зависит только от вашего умения вести переговоры и понимать стратегию китайских партнеров.

Если у вас уже были контакты с китайскими партнерами, и вы подумали или увидели, что они ведут себя странно, то это только начало! Если вы планируете вести бизнес в Китае и построить долгосрочные отношения с китайскими партнерами, то начинайте постепенно изучать данный вопрос и обязательно проведите корпоративное обучение ваших сотрудников и лиц принимающих решение специфике ведения переговоров с китайскими партнерами.

Важно понимать, что для китайца важно, как выглядит его понимание мира и межличностные отношения и именно на этом понимании он выстраивает своё взаимодействие и от этого зависит деловая репутация в Китае:

Деловая репутация в Китае: переговоры с партнерами

Что касается общения в бизнесе, пожалуйста, начните с нескольких предположений:

  1. Забудьте (пока) обо всем, что вы узнали о деловом общении;
  2. Помните, что большинство китайцев имеют очень иное представление о мире и мыслят иначе.

Разумеется это не относится ко всем, но важно понимать, что межкультурное общение имеет очень большое значение.

Деловая репутация в Китае: Большинство китайцев думают, что их поведение, образ мышления и обычаи распространены в мире, поэтому они ожидают, что вы будете знать эти привычки, думать и вести себя как китаец (если только вы не просто многострадальный варвар с Запада).

Конечно, это не относится к китайцам из Гонконга, Малайзии, Сингапура, которые имеют богатые отношения с внешним миром;

Старайтесь быть открытым, как ребенок, и избегайте предрассудков. Люди во всем мире не такие разные, как кажется на первый взгляд.

Придерживаясь этих нескольких пунктов, вы получите то, что на самом деле все, что упомянуто в следующем, совершенно очевидно:

Бизнесе с Китаем: гармония и общение

Начнем с того, что для китайцев, согласно конфуцианской традиции, мир основан на гармонии и равновесии всех пяти элементов — вселенная построена из пяти основных элементов:

  • дерева,
  • огня,
  • земли,
  • металла
  • и воды.

Все эти элементы остаются между собой в строго определенных отношениях.

Все пропитано энергией ци.

Нарушение гармонии в любом случае вызывает некоторую реакцию.

Например, если вы император и слишком много вкладываете в флот, пренебрегая земельными делами, вы спали во дворце, как это случилось с императором Юнлэ в пятнадцатом веке.

  • Если вы чрезмерно эксплуатируете окружающую среду — ожидайте наводнения.
  • Если вы не честны в бизнесе — вы можете понести убыток.

Таким образом, вы должны жить в гармонии с миром и самим собой, и это означает, что принцип баланса применяется и в деловых отношениях.

Вопрос о гармонии, конечно, является речной темой, она заслуживает отдельного изучения, я полностью осознаю, что здесь я лишь кратко обозначил ее, насколько это необходимо.

Понятия “лицо” в Китае на практике бизнеса

«Лицо» — второе основное предположение, которое следует знать, — это понятие «лицо», наиболее близкое к нашему понятию «репутация».

  • Вы работаете над «лицом» годами, нет ничего хуже, чем «потеря лица».Вы должны быть вежливы и заботиться о своей репутации.

Вы начинаете понимать?

Если вы спросите китайского подрядчика, может ли он производить миллион ручек в неделю, он обычно скажет «да».

Создание репутации в Китае

  • Мы строим репутацию годами.
  • Мы должны быть терпеливыми.
  • В Китае принцип «время — деньги» не применяется.
  • Для всего есть нужный момент.

Иногда мы не можем закрыть контракт, хотя все вроде бы согласовано, но наш китайский подрядчик говорит, что «яблоко еще не созрело», что означает, что оно не готово и что ему нужно время.

Поэтому мы должны быть терпеливыми.

Если мы хотим, чтобы нас воспринимали всерьез, мы должны начать строить свое «лицо» по-китайски.

Ваши друзья и знакомые свидетельствуют о вашей позиции: если вы серьезны, у вас есть серьезные друзья.

Мы представлены, «введены в общество», на орбиту отношений. Поэтому важно, чтобы мы были представлены тем человеком, которого наш собеседник считает уважаемым, важным и влиятельным.

Это знакомство с нами открывает черный ход или ряд возможностей для всех сторон в определенных отношениях.

Дело в том, что каждый из вовлеченных людей что-то делает, что-то делает, что-то делает…

А это значит, что вы можете получить что-то от этого и дать что-то взамен — и с выгодой, и с балансом.

И речь идет не об ограничении этих возможностей деловыми отношениями, они распространяются на все сферы жизни. Это эквивалент нашего принципа «одолжение за одолжение».

Имейте в виду, что услуги должны быть достаточно сбалансированными: если ваша польза мала по сравнению с той, которую вы получили, вы теряете лицо и проскальзываете в иерархии.

Если он слишком велик, вы будете смущать своего партнера по той же причине.

После взаимного обмена основные обязанности сторон утомляют:

  • китайцы не ожидают бесконечной череды растущих одолжений.
  • китайцы ожидают от партнера, который верит в верность.

Часто слово имеет большую ценность, чем бумага.

Как видите, сама идея не является чем-то совершенно экзотическим и уникальным:

это не что иное, как правильно обработанное, креативное применение принципа взаимности, которое почти полностью запечатлено в каждом человеческом подразделении и которое прекрасно известно продавцам по всему миру, но это Китай, здесь всё по особому….

Что такое Guanxi / ГуанЬси в бизнесе с Китаем

Таким образом, несколько окольным путем, мы наконец пришли к понятию названия гуаньси.

Это довольно сложное понятие, хотя многие опрометчиво считают что разбираются и понимают в нем практически всё, что означает одновременно ничего.

Этот термин означает пожизненную сеть взаимоотношений и влияний, которая определяет наш социальный статус.

Гуаньси говорит: кто мы, чего мы можем достичь, как мы окружаем себя людьми и определёнными сообществами, которые имеют вес — общение в бизнесе определенно связано с этой концепцией.

Концепция Гуанси не полностью вписывается в нашу европейскую концепцию разделения частных и деловых дел.

Вы не будете строить отношения с партнером, если ограничитесь самим бизнесом.

Поэтому ваш китайский деловой партнер с нетерпением ждет возможности вместе поужинать после переговоров, где вы сможете лучше узнать друг друга и открыть несколько «задних дверей» во время неформальной беседы.

Во время таких ужинов, общественных собраний большим оскорблением является разговор о деньгах или шутки о предметах для мужчин или показ подошвы ботинок, что особенно оскорбительно… Вы об этом знали?! — а именно такой маленький факт, может разрушить все ваши отношения с китайскими партнерами.

В общем, проблема шуток в Китае настолько серьезна, что заслуживает отдельного изучения и мы об этом разумеется с вами поговорим в дальнейшем.

Европейский подход в китайском бизнесе

Ну, кто-то скажет:

  • Я просто хочу купить или продать что-нибудь.
  • Мне не нужно ни с кем дружить, я у кого-то покупаю.
  • Ну, не совсем.

Мы возвращаемся к концепции баланса и гармонии, с которой мы начали.

Если мы нарушим вечный порядок и гармонию с нашим поведением, если мы сильные участники переговоров, мы выжмем нашего оппонента — да, теперь уже не «партнера», как лимон, и мы получим все, что хотели на переговорах, но проиграем в бизнесе — мы проигравшие.

Ожидайте реакцию и обратную связь

Прежде всего, ваш бизнес с Китаем потерпит неудачу.

Мы еще не знаем, почему и что произойдет, но одно можно сказать наверняка — это будет “защитная функция”, вы столкнетесь с глухой китайской защитой.

Второго контракта или дальнейшей работы со стороны китайского партнера больше не будет, деловая репутация в Китае будет потеряна, новые возможности по работе с Китаем будут закрыты и вам лучше начать с начала свой бизнес с Китаем, обнулив исходные данные.

Дополнительно рекомендую ознакомиться с информацией из мастер-класса: Как продать товар в Китай: 10 практических лайфхаков

Деловая репутация в Китае: Каждый китаец подходит к управлению бизнесом с точки зрения выстраивания дальнейших взаимоотношений и это важно применять, особенно при оценке ваших китайских партнеров, но при этом не попадать в иллюзию розовых очков, которые затмевают ваш разум.

Оставьте комментарий