Китайский рынок: риски для бизнеса и возможности Китая

Когда мы говорим «миллиардный китайский рынок» или «китайские инвестиции», многие предприниматели, экономисты и политики реагируют одинаково — да бизнес с Китаем привлекает и об этом вам скажет любой консультант из «большой четверки».

Всего два или три слова способны загипнотизировать разумных и опытных людей, и превратить их в «кролика перед коброй».

Опытные бизнесмены покидают сферу рационального мышления, становятся жертвой попугайных фраз и принимают непонятные решения.

Разбираем следующие вопросы:

  • Бизнес в Китае: трансфер технологий
  • Китайская стратегия и переговоры с партнёрами
  • Пример заимствования технологий для Китая
  • Китайские инвестиции за рубежом

Бизнес в Китае: трансфер технологий

Очень немногие иностранные инвесторы в Китае на самом деле не получили никаких неприятных побочных эффектов.

Китайское правительство использует уникальные особенности своей экономики, чтобы заставить транснациональные корпорации передавать технологии в условиях, которые невозможно было бы представить где-либо еще

Год Свиньи не принесет Китаю изобилия — экономика продолжит замедляться, но какое дело нам до экономики в целом?! — возможно нас интересует только наш бизнес.

Китайский рынок, специфика для компании:

Для работы в Китае  иностранная компания должна вести бизнес через совместные предприятия с местным бизнесом, где многонациональному партнеру не разрешено владеть контрольным пакетом акций.

Это также имеет место в автомобильной промышленности, где сочетание ограничений иностранного владения и высоких импортных пошлин вынуждает производителей обслуживать китайский автомобильный рынок — крупнейший в мире — через совместные предприятия.

Китайский рынок: Как Китай заимствует технологии?

Мировые автомобильные лидеры «добровольно» передают своим китайским компаниям (где они не имеют решающего голоса) свои наиболее ценные технологии, годы работы и многомиллиардные инвестиции в НИОКР.

Все это аккуратно завернуто и с бантиком — рациональные люди в управлении крупными транснациональными корпорациями фактически работают, чтобы уничтожить себя и очень быстро теряют свою конкурентоспособность.

Конечно, речь идет не только о автопроизводителях, но и о других областях машиностроении, электроники и программного обеспечения.

Китайская стратегия и переговоры с партнёрами

В этом контексте следует отметить, что Китай под давлением угроз Трампа несколько отступил и недавно принял Закон об иностранных инвестициях, который должен несколько защитить ноу-хау иностранных инвесторов.

Но разве Китай действительно уступил?

Китайский эксперты  утверждают, что новый закон устранит даже те немногие преимущества, которые до сих пор имели иностранные инвесторы.

Пример заимствования технологий для Китая

  • Немецкая компания разработала медицинский диагностический прибор.
  • Прибор намерены продать их в Китае.
  • Китайские больницы утверждают, что властям запрещается закупать оборудование, произведенное за пределами Китая.

Кроме того, немцы столкнутся с барьером неконвертируемой китайской валюты, поскольку их клиентам не разрешается покупать евро и доллары, а им самим запрещено обменивать юань и западную валюту.

Китайская сторона не дает гарантий

  • В конце концов, немецкая компания должна либо отказаться от китайского рынка, либо перейти к производству в Китае, включая передачу технологий.
  • Эта передача осуществляется не формально (законом), а другими способами. Гарантии неправильного использования отсутствуют.

Китайские инвестиций за рубежом

Даже в этом случае основное внимание уделяется передаче технологий, которая дополняется приобретением стратегической инфраструктуры, такой как морские порты.

Чешская компания HE3DA, специализирующаяся на разработке и производстве аккумуляторов нового поколения, уже имела печальный опыт с попыткой передачи технологии.

Мы радовались, что у нас появился стратегический партнер, но эта мечта постепенно исчезла. К сожалению, мы раскрыли всю бухгалтерию в рамках инвестиционных соглашений, мы также раскрыли технические детали батарей, единственное, что мы, к счастью, оставили для себя, это наш черный порошок

Китайский рынок — стратегия, название которой переводится как «Пояс и путь» (точнее, хотя и не буквально, «Земля и море»), включает в себя строительство инфраструктуры, необходимой для китайского экспорта в другие страны за деньги, заимствованные китайскими банками.

Цель двоякая: усилить экспорт и связать иностранных партнеров с помощью кредитов.

Речь идет не о самоотверженной помощи, о которой уже узнали некоторые страны. Например, большая задолженность стран Африки.

Китайский рынок?! есть о чём подумать дамы и господа! Находите надёжных китайских партнеров и правильно выстраивайте с ними взаимоотношения для развития бизнеса, при необходимости консультируйтесь с экспертами.

 

Оставьте комментарий